
В протяжении крайних 5 лет объём потребности русского рынка оценивался в 12–13 тыщ тонн титановой продукции. Но в 2023 году русской индустрии потребовалось наиболее 18 000 тонн продукции из титана.
На это благотворно воздействовал ряд причин, в том числе развитие программы по импортозамещению и начало реализации программы российского авиастроения.
Объём употребления со стороны аэрокосмического рынка составил 59%, в том числе наиболее 40% титановой продукции пришлось на двигателестроительный рынок и поболее 19% на самолётостроение, вертолетостроение и космическую ветвь в совокупы.
Такие данные привел глава маркетинга Компании ВСМПО-АВИСМА Дмитрий Курочкин, выступая на конференции Титан-2024, которая проходит в эти дни в Суздале по инициативе Ассоциации Титан.
В мероприятии участвуют наиболее 200 человек, включая представительную делегацию из Китая.
Стабильно удерживал уровень спроса на продукцию из титана в 2023 году индустриальный сектор, на долю которого пришлось наиболее 40%, в том числе на общепромышленное применение – 35%, на энергетику около 2%. Потребность со стороны цветной металлургии и хим машиностроения оценивается в 3%. Не считая того, маленькие объёмы были нужны научно-исследовательским институтам, разрабам оборудования и сервисным центрами.
При срочных заказах потребность по неким видам продукции компенсировалась импортом титанового проката из Китайской Народной Республики.
В Рф титановую губку создают две компании - АВИСМА, которая является филиалом Компании ВСМПО-АВИСМА и размещена в городке Березники и Соликамским магниевым заводом в городке Соликамск.
В 2023 году объём производства губы на АВИСМА составил около 42 000 тонн, СМЗ произвел наиболее 1500 тонн.
Сейчас на долю АВИСМА приходится 96% всей произведённой в Рф титановой губы.
АВИСМА увеличивает объёмы производства титановой губы, так как растет спрос на титановый прокат.
На СМЗ объёмы производства остаются стабильными, потому что губка не является главным продуктом этого компании.
По итогам 2023 года в Россию китайские производители поставили 2715 тонн титановой губы.
На нынешний день в Рф 4 главных производителя слитков из титана и титановых сплавов – Ступинская металлургическая компания, Чепецкий механический завод, Завод вакуумной металлургии и Компания ВСМПО-АВИСМА.
Наиболее 90% от общего объёма выплавленных русских слитков в 2023 году произведены в Компании ВСМПО-АВИСМА.
В текущее время производственные мощности Компании оцениваются в наиболее чем 70 000 тонн титановых слитков в двойном переплаве.
В 2023 году размер производства русскими компаниями составил наиболее 63 тыщ тонн титановых слитков, что на 18% больше, чем в 2022 году.
Объём производства УКТМК в 2023 году составил 16000 тонн титановой губы и 6 500 тонн титановых слитков.
Наиболее 50% произведённой титановой губы была поставлена на экспорт.
Основной объём произведённых титановых слитков, по данным таможенной статистики, был экспортирован во Францию, Корею, Бельгию и Англию.
Основными потребителями титановой продукции в русском авиакосмическом секторе являются компании объединённых авиа - и двигателестроительных компаний, которые создают самолёты и движки гражданского, транспортного, специального и военного назначения.
Общественная потребность русского авиакосмического рынка в 2023 году составила около 11 000 тонн.
Сейчас больший энтузиазм для поставщиков продукции из титана вызывают развитие программ гражданских самолётов SSJ-100 и MS-21 как более титаноёмких.
SSJ-100 является прямым соперником самолётов Airbus A220 и Embraer второго поколения, а MS-21 – соперником узкофюзеляжных самолётов Boeing 737 и AirbusA320.
Так же, как и самолёты западных соперников, русские самолеты разрабатывались с применением новейших композитных материалов, применение которых нереально без титана.
В длительной перспективе ожидается стабильный рост спроса на этом секторе рынка.
2-ой по величине сектор титанового рынка в России – индустриальный, где основными потребителями титановой продукции являются ОСК, Росатом, также компании хим индустрии, машиностроения и цветной металлургии.
Также, как и на мировом индустриальном рынке, в Русском индустриальном секторе наблюдается зависимость объёма употребления титановой продукции от реализации разных индустриальных проектов.
Основными проектами, формирующими спрос на титан в судостроительном секторе, являются: стройку специализированных судов ледового класса для освоения Арктики, судов для работы на внутренних аква путях, сторожевых кораблей.
Компания Росатом в Рф ведет работу по строительству новейших энергоблоков, также обеспечивает сервис и модернизацию имеющихся энергоблоков на АЭС.
Для справки: для строительства реактора мощностью 1000 мвт требуется около 250–300 тонн титанового проката.
В связи с тем, что планы Росатом по реализации длительных проектов в западном мире по понятным причинам могут перейти в режим ожидания, и существует возможность незначимого понижения потребности в продукции из титана для энергетического и нефтегазодобывающего секторов Рф. Мед сектор в Рф в реальный момент потребляет мало титана.
Но ожидается значимый рост спроса на титановый прокат, связанный с постановлением правительства о импортозамещении.
Таковым образом, на русском рынке, в среднесрочной перспективе ожидается сдержанный рост потребности в продукции из титана по прогнозам производства авиакосмической отрасли Рф, также в связи со стабильным спросом на титановую продукцию со стороны индустриального сектора, в большей степени развивающегося благодаря муниципальным програмкам.
В свете текущих событий, ожидается, что ускоренная реализация программ импортозамещения главных товаров, технологий и систем позитивно отразится в спросе на титан как со стороны российского авиакосмического сектора, так и со стороны индустриального сектора Рф.