
В ноябре 2024 года вступил в силу 1-ый ГОСТ, касающийся внедрения модульных конструкций в строительстве. Это лишь начало огромного пути развития префаб-технологий в строительстве, которые пока занимают только 6% рынка.
Потенциал — до 25–30%. Но без стимулирования спроса на модули, в том числе и со стороны страны, данной цели не достигнуть, считает Екатерина Домингес, генеральный директор Ассоциации развития модульного строительства.
Екатерина Домингес прошла профессиональную переподготовку в IMISP, получила степень MBA.
Имеет предпринимательский опыт.
Занималась брендингом, маркетингом и PR компании Modulbau и первых лиц.
Европа играет в модульность – Как на сей день можно оценить объём строительства с применением модульных технологий в Рф? – Чтоб давать оценки, необходимо чётко осознавать, что мы подразумеваем под модульными конструкциями.
Невзирая на выход в конце прошедшего года наконец-то терминологического ГОСТа по данной теме, в проф обществе до этого времени идут споры на этот счёт.
Мы в Ассоциации провели свою аналитическую работу по оценке этих объёмов, делая упор на обширное понятие модульных конструкций.
Практически мы говорим о префабрикации – другими словами, о изготовлении строй конструкций на заводе.
Эти префабы могут быть модулями, другими словами объёмными, трёхмерными блоками, а могут быть плоскими элементами.
В прошедшем году мы опросили строителей, которые употребляют такие готовые конструкции – модули либо плоские элементы, сопоставили эти числа с объёмами строительства в стране и вычислили коэффициент префабрикации.
Получили, что приблизительно 6% от общего объёма строительства сейчас приходится на применение тех либо других модульных технологий.
При всем этом мы брали лишь жилищное стройку, не беря во внимание промышленное, инфраструктурное и остальные сегменты.
Там своя специфичность, а мы на этот момент сосредоточены на жилище, потому что лицезреем тут огромные перспективы для развития префабрикации.
Много это либо не достаточно – 6%? Для технологии, которая активно развивается лишь крайние пару лет, думаю, это довольно высочайшая толика.
– Чтоб ответить на этот вопросец, можем мы сопоставить эти 6% с подобными показателями в остальных странах?
– Рф стоит ориентироваться на опыт государств, где модульное стройку стартовало ранее, чем у нас, но объёмы рынка более-менее сравнимы.
И где так же, как у нас, популярны бетон и сталь.
Это сначала США и Китай.
Европа тоже «играет в модульность», но там активно развивается древесное жилищное строение, а это иная специфичность.
Итак вот в Америке применение модульных технологий в строительстве – это порядка 25%. Приблизительно столько же в Китае.
Так что у нас чрезвычайно большой потенциал для развития.
Популяризация модульных технологий – одно из приоритетных направлений, заложенных в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ Рф до 2030 года.
Минстрой предсказывает, что толика префаб-технологий на русском строительном рынке к этому сроку может добиться 30%. – Это реалистичная цель, по-вашему?
– Тяжело огласить.
Но, с иной стороны, перед Минстроем также стоит задачка прирастить производительность труда в стройке на 22%. А модульное стройку – это как раз то, что необходимо для выполнения данной задачки.
На данный момент мы активно транслируем, что эти два показателя впрямую соединены меж собой.
– Что непосредственно делается для этого?
– К примеру, Минэкономразвития увеличивает популярность префабрикации через програмку сотворения туристской инфраструктуры в рамках государственного проекта «Туризм и промышленность гостеприимства».
Инвесторам, которые строят модульные некапитальные средства размещения, предоставляются субсидии от страны.
И, как я знаю, на данный момент эти субсидии активно «выбираются».
Модуль и префаб – это понятный предмет залога – Кроме жилища и туристских объектов, где ещё вы видите большой потенциал для внедрения каркасных конструкций?
– Для развития модульного строительства необходимо сделать условия.
Это и нормативная документация, и техническое регулирование, и формирование спроса на модульные конструкции.
Ведь стройку – чрезвычайно инертная сфера, всё новое в ней внедряется медлительно.
В промышленном строительстве внедрение префаб-модулей – это во почти всех вариантах единственно вероятный путь: скажем, при возведении атомных станций, глубоководных объектов.
На данный момент энергично развивается создание домокомплектов и модулей для возведения личных домов.
А с 1 марта вступит в силу закон, разрешающий внедрение эскроу-счетов при строительстве личных домов по договорам подряда.
Этот новейший механизм – большой шаг на пути к цивилизованному ИЖС, где, как я надеюсь, будут активнее применяться префаб-модули.
Так как для банка, который будет финансировать ИЖС, модуль и префаб-комплект – это понятный предмет залога.
А ежели мы сделаем инфраструктуру типовых проектов, то и конечному потребителю будет проще выбрать для себя вариант дома под свои задачки и быстро его смонтировать.
– Самое время побеседовать о преимуществах модульных конструкций.
Простота и скорость монтажа – это раз.
Какие ещё?
– Меньше рисков, что придётся переделывать постройку, потому что префаб-конструкции имеют предсказуемые характеристики.
Меньше риск брака, потому что на заводе проще соблюдать единую технологию, чем на стройплощадках.
Возможность строительства модульных спостроек в сложных районах, где тяжело организовать «строительство на местах» и создание обычных стройматериалов, также сокращение трудозатрат, как следствие, понижение негативного влияния недостатка рабочей силы.
Это, к примеру, районы Последнего Севера, куда проще привезти готовые конструкции, чем содержать создание кирпича, бетона и остального.
С нормативкой всё в порядке?
– На пути развития модульного жилищного строения уже изготовлены 1-ые шаги.
А именно, с 1 ноября прошедшего года вступил в силу ГОСТ «Модульные строения и конструкции.
Определения и определения.
Классификация».
Он ведь не крайний?
Какие ещё планируются шаги?
– Посреди участников рынка есть два полярных представления: одни считают, что нормативных документов недостаточно, остальные убеждены, что с нормативкой всё в порядке.
Естественно, возникновение государственного эталона в теме модульности – это большой шаг.
Он говорит о признании государством перспективности технологии.
Без терминологического ГОСТа нереально предстоящее развитие ни технического регулирования, ни нормативной базы.
Я не могу огласить, что возникновение этого ГОСТа решило все наши трудности, это, естественно, 1-ый шаг.
Иной вопросец, что некие моменты, связанные с проектированием, с техническими чертами, с прохождением экспертизы и т. д., будут раскрываться полностью в следующих либо смежных нормативных актах, для которых 1-ый ГОСТ будет терминологической основой.
Этот ГОСТ долго готовили.
Более, а может, и поболее непростая работа связана со последующим шагом – разработкой свода правил проектирования модульных спостроек и сооружений, который скоро будет принят.
Мы тоже приняли роль, дали свои комменты и замечания для этого документа.
Это сложная работа, потому что, с одной стороны, документ должен задавать нормы и правила, а с иной – не очень сильно ограничивать участников рынка.
Так как у производителей обязана быть определённая технологическая свобода, по другому будет нереально развитие.
Опосля свода правил проектирования, мы чрезвычайно надеемся, выйдет ГОСТ по техническим условиям.
Он бы чрезвычайно облегчил производителям, строителям и профессионалам жизнь.
– Кроме стандартов, что ещё может содействовать продвижению префаб-технологий?
– Во-1-х, необходимо сформировывать спрос: обучать работе с модульными конструкциями проектировщиков, строителей, чтоб они сознательно выбирали эти технологии.
Скажем, на шаге проектирования нет достаточного количества оцифрованных решений, зрелых продуктовых матриц, программ, которые могли бы значительно упростить проектировщикам задачку.
Это тормозит процесс на шаге проектирования.
Ежели мы говорим о директорах по строительству, то необходимо объяснять им, как конкретно они сумеют сэкономить, уменьшить время строительно-монтажных работ, уменьшить число рабочих рук, задействованных на площадке, ежели будут использовать префаб-конструкции.
Для всей данной работы участникам рынка необходимо объединяться.
Так как в одиночку не решить эту задачку.
Нужна методика расчёта выгоды – Но разве девелоперы сами не могут просчитать экономическую выгоду от внедрения модульных конструкций?
– Вы удивитесь, но на данный момент у нас нет общего отраслевого механизма, который бы дозволил произвести такие расчёты.
Я подчёркиваю: не метода, разработанного некий определенной компанией, пусть даже чрезвычайно уважаемой на рынке, а методики, признанной участниками отрасли.
Для её разработки необходимо объединить усилия, провести НИР, вывести коэффициенты, которые застройщик сумеет использовать в финансовом моделировании проекта.
Этот механизм должен быть утверждён на уровне Минстроя.
Так как в таком случае его можно будет применять в качестве общеотраслевой практики, в том числе и на объектах госзаказа.
– Инициатива по разработке такового механизма обязана идти снизу либо сверху, от Минстроя?
– На днях на совещании, организованном Минстроем, появился этот вопросец, когда говорили о нужном увеличении производительности на 22%. Я произнесла, что этого роста можно достигнуть, в том числе увеличивая применение префаб-технологий.
Кто должен проложить тактическую «дорожку» от стратегии к действиям – это вопросец.
С одной стороны, не надо ожидать, когда сверху спустят указание.
С иной стороны, вижу, что участники рынка рассчитывают на то, что наверху всё решат.
К примеру, была льготная ипотека, на которой строили бизнес-модель застройщики.
Сейчас её практически свернули, но девелоперы не спешат находить выход, рассчитывая, что правительство о этом позаботится.
Потому инициативы и предложения должны исходить и от нас.
И исходят.
Почему застройщики уменьшают префаб?
– А в чём в таком случае обязана быть здесь роль страны?
– Оно обязано провоцировать спрос на прогрессивные технологии, которые мы разрабатываем.
Так, к примеру, было в Китае: бизнес вкладывается в разработку технологии, а правительство создаёт условия для того, чтоб эта разработка использовалась.
В том числе при помощи стандартов, при помощи внедрения префаб-конструкций в стройках с муниципальным ролью, в инфраструктурных проектах, проектах реновации, комплексного развития местности.
Можно начать с пилотного региона, на котором показать достоинства технологии, чтоб их узрели девелоперы, а позже внедрение пойдёт по законам рынка.
На данный момент же происходит напротив, как в хоть какой турбулентной ситуации: девелоперы делают выбор в пользу старенькых, проверенных моделей.
Мы на данный момент лицезреем, что почти все застройщики уменьшают количество префаб-технологий в собственных проектах.
Это печально.
Повторю: в кризисные моменты главным потребителем технологий обязано быть правительство.
Так как развитие технологий конкретно государству обеспечивает технологическое лидерство.
– В этом смысле подступает ли пример Китая?
– Ассоциация развития модульного строительства назначена ответственной стороной за обмен опытом по направлению префабрикации в Российско-Китайской подкомиссии по строительству и городскому развитию при Минстрое РФ. Опыт Китая мы изучаем чрезвычайно пристально.
В Рф, поверьте, есть неповторимые технологии, связанные с префабрикацией, которых нет в Китае.
Но в Поднебесной за счёт объёмов строительства и производства, несопоставимых с нашими, реализуется намного больше кейсов, на которых отрабатываются технологии.
Потому развитие идёт намного скорее.
При всем этом в сборном железобетоне они сохранили перенятые в своё время традиции русского жилищного строения, осовременили их, подключили автоматизацию проектирования и производства – и это непревзойденно работает.
Плюс нормативную базу в сфере префабрикации они начали разрабатывать в 2015 году, задолго до нас.
И правительство это направление активно поддерживает.
– Судя по тому, что вы поведали, в Рф правительство тоже осознаёт значимость развития модульного жилищного строения, означает, есть повод для оптимизма?
– Однозначно да. Сейчас мы ждём от страны помощи в поддержке спроса, в разработке инструментов его стимулирования.
Вот ежели мы этого баланса добьёмся с муниципальным ролью, то за наиблежайшие 5 лет, я думаю, мы произведём серьёзный прорыв в этом направлении.