
Лишь в Большой театр возвратилась знаменитая звонница, как на нее объявились новейшие претенденты. Представители Общества церковных звонарей узнали в 2-ух колоколах имущество храма Воскресения в Кадашах.
По мнению звонарей, театр мог бы пользоваться и современными колоколами, а историческое наследие стоит вернуть церкви.
"Колокола преткновения" были замечены сотрудниками храма в фото - и телерепортажах, посвященных реконструкции Огромного.
Пресс-служба театра сказала "Известиям", что пока по этому поводу к ним никто не обращался.
Управление Огромного театра готово давать комменты, лишь получив официальное послание.
Которое, как сказали в Обществе церковных звонарей, не за горами, как и обращения к Патриарху Кириллу, Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину.
Позицию звонарей "Известиям" объяснил старший звонарь соборов Столичного Кремля, председатель Общества церковных звонарей Игорь Коновалов: - Удивительно, что никто из чиновников, занимавшихся реставрацией, не удосужился посмотреть, что написано на колоколах.
Ведь это церковное имущество, грабительски отобранное во времена СССР. И никто не обмолвился о том, что у колоколов есть собственный адресок.
Когда прошла эра богоборчества, общество поняло необходимость возвращения храмов верующим.
Ясно, что колокола необходимо дать.
Тем паче что почти все театры это уже сделали - звонницы ведь существовали не только лишь в Большом. В 1988 году Олег Ефремов дал мхатовские колокола звоннице при храме Иоанна Воина на Якиманке.
Вернул церковное наследие и музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Даже Гарвардский институт не так давно дал Свято-Данилову монастырю 18 колоколов, купленных за бесценок у русских властей в 1930 году.
Не стоит забывать о том, что театр - это сначала лицедейство.
Ведь для постановки "Бориса Годунова" не забирают реальный трон из Оружейной палаты.
Заместо млрд, потраченных на так именуемую реставрацию, можно было бы отлить все 35 колоколов на одном из столичных заводов, и это обошлось бы приблизительно в 18 млн рублей. Кстати, история театральных звонниц начиналась в XIX веке, когда опера "Жизнь за царя" была поставлена в Большом театре в Санкт-Петербурге.
Тогда были применены специально отлитые для театра колокола, которые, по утверждению звонарей, промелькнули и в недавних репортажах о восстановлении звонницы.
%%VYNOS1%%Из Кадашевских колоколов звонари опознали два - Полиелейный и Большой благовестники.
Большой благовестник был отлит выдающимся мастером Константином Слизовым в 1787 году. Это "двойник" колокола с колокольни Ивана Великого - их перезвон создавал особенный диалог меж центром и Замоскворечьем, Кремлем и Посадом.
Всего - по сохранившейся с 30-х гг. описи храмового имущества - колоколов было 14. Но ежели Большой театр и согласится вернуть колокола, вешать их без доп исследований нельзя. По словам служащих Архнадзора, фундаменты храма и колокольни находятся в нехорошем состоянии.
Не считая того, колокольня уже при строительстве была слегка наклонена в силу естественных обстоятельств, и колокола располагали особенным образом, чтоб восполнить этот недочет. Так что необходимо соблюдать крайнюю осторожность.
Есть у звонарей вопросцы и к реставраторам.
- В сообщениях СМИ бытуют два варианта материалов, из которых были изготовлены колокола, - медь и чугун, - удивляется Игорь Коновалов.
- Но по сути они изготовлены из бронзы. Выходит, что люди, которые правили реставрацией, не знают, из чего же изготовлены колокола.
"От 5 до 15 раз покрыл патиной" - это бред, патина - это естественное образование на колокольной бронзе, защищающее ее от повреждений. А они, видимо, напротив, ее счистили и покрыли колокола каким-то лаком.
Говорили еще про ржавчину на языках. Но для колокола это нормально, и на звучание никак не влияет.
Евгения Васильева, пресс-секретарь дирекции по строительству, реконструкции и реставрации, ведущей реставрационные работы в Большом театре, не считает необходимым вступать в полемику: - Мы употребляли способы научной реставрации. Собиралась комиссия, разрабатывался проект, который утверждался коллегиально, за действием наблюдали контролирующие органы, а именно Росохранкультура.
Так что никакой самодеятельности здесь не было.
Наши реставраторы - профессионалы собственного дела не в первом поколении. На каждый колокол был составлен паспорт, в каком описывались все повреждения.
И, кстати, мы никому не запрещали придти в Большой и выступить профессионалом.
Но никто из звонарей почему-либо этого не сделал. Они лицезрели колокола лишь по телеку - о какой здоровой дискуссии здесь может идти речь?
Это все голословные утверждения. В описании реставрации, предоставленном спецами дирекции, бытует все-же бронза.
А "патинирование", так смутившее церковных звонарей, - это многократное покрытие предварительно очищенных и нагретых колоколов особым веществом марганцево-кислого калия и концентрированной серной кислоты для защиты сплава от коррозии. "Известия" обратились к спецам по реставрации сплава Политехнического музея с просьбой отдать свою оценку этому способу.
- Мы не можем "гадать", пока не увидим сами колокола, - объяснил Дмитрий Ковалев, основной хранитель музея. - Реставрация каждого объекта - процесс личный и полный аспектов.
Нельзя судить даже по составу покрытия - он может варьироваться в каждом отдельном случае. Так что критику, высказанную по телеизображению, нельзя считать обоснованной.